Да и другое удивляет. Откуда лакота вообще могли подозревать о существовании шауни,чтобы заиметь в своём языке под них отдельное определение???? Заметьте,в списке вариантов названий племени из степняков только лакотский вариант присутствует,а никаких промежуточных,всяких там лесотундровых пауни и прочих саук-и-фоксов,об которых шауни,по идее,должны были споткнуться по дороге к сиу нет. Не странно ли это?
Почему же, у многих других племён, в том числе равнинных, присутствуют названия для шауни, я просто привёл список названий с двух страниц, где они более-менее кучно расположены. Помимо этого есть много других названий шауни, данных им другими племенами, посмотрите по ссылке, там их много, разбросанных по всему справочнику. Некоторые близко созвучны названию "шауни" или "шавано", некоторые нет. Мне просто лень копаться, всё это выписывать. У многих равнинных племён есть названия для шауни. Это факт. Откуда? Наверное, ранее их не было, но потом появились, в период контактов с ними, когда с начала 19 века шауни активно проникали на равнины. Стоит посмотреть на карту их миграций, как это становится ясным. Эта карта с их миграциями по Равнинам приведена в многотомнике Смитсоновского института: Handbook of North American Indians, Vol.15: Northeast, глава Shawnee, P. 623. Здесь же, на странице 634 приведён многочисленный перечень племенных синонимов шауни, данных им другими племенами, в том числе имеются равнинные. Ну не я же выдумал цитату из энциклопедии Ходжа, где сказано что была такая группа у брюле. Осмелюсь предположить, что возможно она жила какое-то время с брюле, потом переместилась к хункпапа, как к более свободным, когда брюле уже фактически находились в резервации и вели нищенское существование (согласно Хайду) у форта Ларами и других. Поэтому хункпапа её тоже вспоминают, как жившую с ними. Или Ходж тоже врёт? Глупо. Скорее всего не врёт. Так почему мы не доверяем информации поляков, полученной от хункпапа? Мне кажется вполне правдоподобным. И вполне возможно, что как говорит Сат-Ок, они и принимали участие на Литтл-Бигхорн, растворившись в общем многочисленном количестве участников. Ведь общеизвестно, что на Литтл-Бигхорн были санти, и даже ассинибойны, а последние до недавнего времени были ведь врагами лакота.
Поехали далее. В этом же томе Хэндбука, в той же статье по шауни, опять же, ИМЕЕТСЯ УПОМИНАНИЕ ПЛЕМЕННОГО НАЗВАНИЯ -
ДАКОТА ШАВАЛА (DAKOTA SAWALA), со ссылкой на работу С.Риггса (Riggs, Stephen R., ed. Grammar and Dictionary of the Dacota Language. Washington, 1852, P.441). Или кто-то осмелится предположить, что Риггс (1852), а затем и Ходж (1907-1910) врут?
Сат-Ок говорит, что после Литтл-Бигхорн они вместе с Сидящим Быком ушли в Канаду. В свете приведённых мною американских источников это звучит вполне правдоподобно. Разве кто-то составлял списки, кто именно ушёл в Канаду с сиу? Кто именно вернулся, кто остался в Канаде? Общеизвестно, что в лагере Сидящего Быка было много беглецов из разных племён, даже не-персе с ними какое-то время жили, и многие остались в Канаде (в резервации черноногих, и живут там своей общиной в посёлке Пинчер-Крик). Что касается шавалов, то, похоже, они уже давно считались частью лакота (поскольку упоминаются как "шавала-брюле" и "дакота-шавала") и скорее всего переняли их культуру, типи и т.д. Поэтому вполне возможно и такое, что они остались в Канаде и какое-то время скитались там, пока где-нибудь не осели. Так что не надо спешить обвинять Сат-Ока во лжи. Точка ещё не поставлена. Всё возможно.