Структура лагеря кайова для Пляски Солнца.
Первая группа: Самое крупное подразделение кайова Kata, что значит «Кусающиеся», слово, пришедшее от арикара. Эта старая группа Дохасана занимала первое мест в круге и имела наследственное право проводить бизонью охоту для снабжения мясом Пляски Солнца .У этой группы всегда было много лошадей, типи и т.п.
Вторая группа: Kogui или «Лоси» отвечала за проведение военных церемоний. В нее входило много легендарных воинов. начиная от Ad-da-te (1833) до Сатанты, Большого Лука и других имен, гремевших в 1870-е. Группа законно гордилась своими великими воинами, имевшими множество ку. Эта группа проводила военные обряды во время Пляски Солнца.
Третья группа: Kaigwa или «Истинные Кайова» заслуженно были уважаемы всеми остальными группами, т.к. являлись хранителями священного Tai-may. Эта маленькая группа была в большом почете.
Четвертая группа: Kinep или «Большие Щиты», еще их называли Щиты Пляски Солнца. Это была полиция на Пляске Солнца. Правильнее их название звучит на кайова: Khe-ate (Khe - щит,ate – большой).
Пятая группа: Semat или «Воры». Таково было название, применяемое кайова к присоединившимся к ним кайова-апачам. Это было, по идее, отдельное племя, к кайова никакого отношения не имевшее. Им просто было позволено вставать в одном кругу с кайова.
Шестая группа: Soy-hay-talpupl или «Голубые мальчики» («BlueBoys» в оригинале – прим.пер.). Иногда их еще называли Sindiyuis или Народ Saynday, по имени одного культурного героя. Это два названия одной и той же группы. Некоторые исследователи ошибочно принимают их за два разных подразделения. Называли их еще Montalyui или «Черные Мальчики». Старики помнили эту группу под названием Pahy-dome-gaw («Люди под Солнцем»).
Одно время существовала седьмая группа Kuato «Отколовшиеся», которые отделились от основного
племени еще на северных равнинах. Возможно, Kuato были тем самым неизвестным племенем, которое было полностью истреблено сиу примерно в 1780 году. Об этом говорится в некоторых преданиях сиу.
В каждой группе был свой вождь. У некоторых были свои, отличные от остальных священные предметы и даже целые религиозные культы, но когда собиралось все племя на Пляску Солнца, каждая отдельная группа становилась частью великого круга, именуемого Кайова.
Раскол племени.
Вот,что рассказывают старики:
Давным-давно после окончания Пляски Солнца у кайова стала заканчиваться пища. Большой охотничий отряд, в который входили воины из двух групп, выследил и убил антилопу. Двое вождей, как обычно, разделили мясо. Но они не смогли поделить вымя антилопы и поссорились. Из-за этого разногласия племя разделилось, и одна группа откололась от общего лагеря и ушла со своим вождем. Племя так никогда и не узнало, что же стало с отколовшейся группой. Куда бы кайова не отправлялись в поход, они везде пытались найти следы ушедших, но безрезультатно. Кайова всегда интересовались, куда же могли деться эти люди. До сих пор их любопытство не удовлетворено. Некоторые считают, что они стали племенем кроу, но это только домыслы белого человека. Кайова хорошо известно, что это не так, потому что с кроу они дружили задолго до раскола племени. Есть мнение, что отколовшаяся группа это пуэбло таос. Многие кайова бывали в этом племени и могут сказать точно, что это не так. Их язык совершенно не похож на диалект Kuato. Да и к тому же, как могли вольные кочевые охотники осесть и стать огородниками? Никогда!
Выделка шкур у кайова.
Кайова начинали выделывать шкуру бизона, оленя, или теленка сразу же после снятия. Шкура растягивалась и прижималась к земле колышками. Смесь для выделки готовилась из мозгов и печени убитого животного. Для приготовления смеси использовали 200 грамм печени, 200 грамм мозгов и четыре столовые ложки жира. После этого надо немного добавить воды и оставить смесь примерно на час. После этого она готова к употреблению, и ее тряпкой начинают втирать в растянутую шкуру сначала с одной стороны, а потом с другой. Руками и круглым гладким камнем смесь тщательно растирается по всей поверхности шкуры. После этого колышки выдергиваются из земли, и шкура скатывается и убирается на ночь, чтобы дать смеси впитаться. На следующий день шкуру промывали холодной водой и сушили. В процессе высушивания она будет сжиматься, и делаться толще. Ее надо мять и растягивать перед удалением волоса. Чтобы удалить волос, надо тереть поверхность кожи грубым камнем. Затем кожа сворачивается и трется туда-сюда через натянутую веревку. После этого шкура замачивается на ночь в теплую воду. Утром ее растягивали на ровной земле, ворсистой стороной вниз. Колышки вбиваются на расстоянии пятнадцати сантиметров друг от друга, и шкура растягивается насколько только возможно. На шкуре остается присохшие мясо, жир и сухожилия. Все это соскребалось специальным ножом из лосиного рога. Если в процессе работы шкура сохнет и твердеет, увлажните ее теплой водой. Когда поверхностная обработка будет закончена, оставьте шкуру на солнце на пару дней, чтобы она высохла и выгорела. Следующим шагом надо заново вымочить шкуру и растянуть ее на колышках ворсистой стороной вверх. Волос начисто соскребается тем же методом, что и остатки мяса. Если волос соскребается плохо, надо еще раз замочить шкуру в воде с пеплом. Сделайте в ведре густую массу из растворенного в воде пепла. Замочите туда шкуру и оставьте на ночь. Утром тщательно промойте ее и снова растяните. Теперь волос должен сходить без проблем. Теперь и эту сторону оставьте на солнце на пару дней выгорать. Теперь кожа готова к употреблению.
Участие кайова в битве на Уошите.
Небольшой отряд кайова, включая и меня, посетил лагерь шайеннов на Уошите, который находился милях в десяти выше по реке от нашего лагеря. Мы стояли в пяти милях от Форта Кобб. Ночь была довольно холодная и типи были все в снегу. Река Уошита была покрыта льдом. Луна Улетающих Гусей принесла с собой дыхание Народа Холодного Огня. Но мы особо не волновались, т.к. около всех палаток виднелись большие кучи дров. Снег валил с неба, но на сушилках было полно мяса. Дикий Ветер Севера кружил свой танец среди палаток и сотрясал их. Но в сердцах людей была радость, и никакой ветер не мог выдуть ее. Не мог ветер заморозить и языки стариков, которые сидели у очагов типи и рассказывали героические предания прошлого.
Если бы мы только знали, что Кастер уже собирается напасть на наш лагерь, он бы никогда не дожил до того, чтобы быть убитым сиу. Если бы мы только успели подготовиться… Но мы были беспечны. Мы радовались и были уверены в мире. В такие ночи обычно детям не дают плакать в типи, чтобы воины не прослушали появление врага. Луки, стрелы и ружья держат наготове, вслушиваясь в любой непонятный звук. Но в ту ночь у нас, молодых воинов, было игривое настроение.
Мои друзья кайова и я веселились в компании шайеннских юношей и девушек. В самый разгар веселья вдруг откинулась дверь типи,и вошел старый шаман шайеннов. Он поднял руку, и моментально все замолчали и устремили на него взгляды. Он смотрел так, как будто видел что-то такое, что нам было недоступно. Он не произнес ни слова. Затем он опустил руку, повернулся и вышел, растворившись в снежной пелене. Мы переглядывались в тишине, не понимая что же произошло. Ясно было, что грядет что-то нехорошее. Что еще мог предвещать такой неожиданный визит Дедушки? Все мы знали, что некоторые шаманы обладали даром предвидения. Если бы мы прислушались к голосу наших сердец! Но мы снова начали шутить и смеяться.
Уже наступил день, когда кайова засобирались домой ведомые Запка-аде или Большим Луком. С восточного неба смотрела утренняя звезда на мирный заснеженный лагерь на Уошите. Неожиданно мы услышали звук медных труб полкового оркестра Седьмого Кавалерийского. Этот звук поднял заспанный лагерь. Воздух наполнился выстрелами из винтовок, криками, плачем детей и грохотом копыт по мерзлой земле. Полуголые воины выскакивали из типи, чтобы сразиться с синими мундирами. Хоть и застигнутые врасплох, они отчаянно бились за свою землю. Перекрывая весь этот шум, слышался голос Черного Котла, который отдавал приказы и подбадривал своих воинов, гибнущих один за другим под пулями кавалеристов. Всадники проскакали через лагерь и разворачивались для новой атаки.
Мы уже отъехали от лагеря, но сразу повернули назад, когда услышали выстрелы. Невидимые для солдат, мы спрятались в снегу и стали ждать, когда они попадут в досягаемость наших ружей. Пока мы выжидали, мы увидели, как солдат гоняется за женщиной с ребенком вокруг типи и загоняет ее в реку. В ледяной воде она остановилась, повернулась и прикрыла ребенка рукой. Солдат выстрелил ей в руку и поднял револьвер для следующего выстрела. Один из наших воинов выстрелил в него из ружья, и тот вылетел из седла. Лошадь без всадника пересекла реку и выбежала на противоположный берег.
Большой Лук крикнул нам, чтобы мы поспешили к нашему лагерю, т.к. стрельба уже начала раздаваться и с той стороны. Мы проскакали около двух миль, когда увидели отряд солдат, преследующих нескольких
шайеннских женщин, которые бежали в сторону нашего лагеря. Спрятавшись за обрывом реки, мы открыли огонь. Солдаты ответили нам, но безрезультатно. Они были очень возбуждены погоней. Мы продолжили перестрелку, и через некоторое время все кавалеристы валялись мертвыми в снегу. Никого из наших воинов солдатские пули даже не задели.
Радуясь такой простой победе мы издали ликующий вопль, но Большой Лук прикрикнул на нас, чтобы мы не шумели, потому что вокруг было еще очень много солдат. Но на этот клич ответила группа шайеннов, которые торопились на помощь группе Черного Котла. Услышали его и в лагере. Он укрепил сердца шайеннов, об этом рассказывали потом спасшиеся женщины. Воины Черного Котла не просили пощады, да им ее никто и не предлагал. Ни один из них не выжил. Все были убиты. Соотношение сил тогда было три белых на одного шайенна.
Те солдаты, что мы убили, были отрядом майора Джоела Х. Элиота. Среди них были четыре офицера запаса и десять солдат Седьмого Кавалерийского. После этой перестрелки Большой Лук увел нас в наш лагерь. К полудню Кастер разграбил и сжег деревню Черного Котла и расстрелял более 900 лошадей шайеннов. Снег был красным от крови, а трупы были свалены кучами вокруг догорающего лагеря.
В это время небольшие отряды воинов из разных племен постепенно окружали солдат. Командование этими объединенными силами взял на себя Сатанта. К середине утра ему удалось собрать в одном месте основные силы индейцев. Тем не менее, маленькие отряды продолжали беспокоить солдат с разных сторон. Сатанте было трудно договориться о едином плане с вождями других племен. Наконец, все было готово и Сатанта приказал кайова готовиться к битве. Впереди было общество Каитсенко – десять воинов, которые никогда не отступали. У каждого из них были красные, желтые и черные перевязи из лосиной кожи. У великого вождя Сатанка перевязь была черная. Он ехал впереди с оперенным копьем в руках. Они пели военную песню своего общества. Сатанк, как вождь Каитсенко, должен был начать битву. Во время боя он пришпиливал свою перевязь к земле магической стрелой и не мог сделать ни шагу назад, пока битва не будет закончена. Каитсенко или побеждали, или умирали.
В это время Кастер отвел своих солдат ниже по реке, а его полковой оркестр молчал. Кавалеристы остановились, а некоторые из них спешились и приготовились к бою. Кастер, видимо, знал, что его окружают, т.к. его войска отступали совершенно дезорганизовано и торопливо. Действия этих белых не поддавались пониманию. Почти сразу же, мы даже двинуться не успели, они опять сели верхом и продолжили движение вниз в долину. Теперь уже полностью окруженные нами, они так и двигались по направлению к нашим лагерям до самой темноты. Мы собрались в месте, которое сама природа приготовила для засады, и приготовились к атаке на солдат. Но внезапно они развернулись и спешно отступили из долины. Мы последовали за ними.
Ночью мы поймали одного из скаутов Кастера. От него мы узнали, что неустрашимый Кастер попросту сбежал со своим войском, испугавшись индейцев. Ни лошади, ни люди его не ели ничего с самого утра и буквально валились с ног. Они отступали до того самого места, где они оставили свои теплые куртки и припасы перед атакой на лагерь Черного Котла. В итоге обнаружилось, что кто-то уже заранее побеспокоился и спер все оставленное солдатами. Немного передохнув, солдаты продолжили свое отступление. Настолько велик был страх Кастера перед преследующими его индейцами, что он даже и не
вспомнил о пропавшем майоре Элиоте и его солдатах. Он так спешил в Кэмп Сэплай, что спокойно бросил майора на произвол судьбы. Трофеи Кастера составили несколько сотен шкур, много бизоньего мяса, некоторое количество ружей, луков и стрел, множество седел и уздечек и немного одежды. Все пятьдесят три пленных были женщинами и детьми. Не было ни одного мужчины. Все они погибли в бою. Кастер потерял двух офицеров и девятнадцать солдат убитыми, и трех офицеров и одиннадцать солдат ранеными.
Имя и поиск видения у кайова.
Имена Большое Мясо (Ghee-Ale или Gi-Edel), Пинающаяся Птица (Tene-Angopte или Разящий Орел) и Сидящий Медведь (Satank или Set-Angia) для человека, не принадлежащего к племени кайова, звучат несколько странно. Но у каждого кайова было имя четко его характеризующее. По заведенному обычаю у каждого кайова было три имени: первое давалось при рождении, второе в юности и третье в зрелом возрасте. Имена давались за какие-то личные качества, физические проявления, необычные способности, подвиги, особые достижения или получались во время поиска видения. Для кайова имя было священным. Получая новое имя, человек как бы перерождался. Полученное при рождении имя Спящий Кролик, в юности могло трансформироваться в Воющего Волка, а с возрастом стать Сильным Бизоном.
Юноша кайова постоянно постился в поисках видения, чтобы быстрее получить «тайного помощника». Он уходил подальше от лагеря, обычно в сопровождении друга. Незадолго до выбранного места, друг останавливался, а ищущий видение оставался один на вершине горы или в глубине каньона. Несколько дней без еды, воды и сна он молил о видении. Иногда молитвы слышали, и ему являлось священное видение, и он обретал магическую силу. Иногда он получал только знание особой песни. После этого мальчик брал себе имя явившейся к нему духовной сущности животного, например Появляющаяся Птица или Красный Бизон. Так же он рисовал ее на щите, как символ магической защиты.
После поста мальчику была необходима помощь, чтобы добраться до лагеря. В этом ему помогал друг, который сопровождал его на пути к месту поиска видения. Мальчик рассказывал о своем видении близким друзьям и родственникам. Для остальных это было тайной. Сила, полученная им во время поста, сопровождала его всю жизнь. В старости он мог передать свое видение и песню достойному, но менее удачливому в поисках видения младшему родственнику.
Четвертая группа: Kinep или «Большие Щиты», еще их называли Щиты Пляски Солнца. Это была полиция на Пляске Солнца. Правильнее их название звучит на кайова: Khe-ate (Khe - щит,ate – большой).
Пятая группа: Semat или «Воры». Таково было название, применяемое кайова к присоединившимся к ним кайова-апачам. Это было, по идее, отдельное племя, к кайова никакого отношения не имевшее. Им просто было позволено вставать в одном кругу с кайова.
Шестая группа: Soy-hay-talpupl или «Голубые мальчики» («BlueBoys» в оригинале – прим.пер.). Иногда их еще называли Sindiyuis или Народ Saynday, по имени одного культурного героя. Это два названия одной и той же группы. Некоторые исследователи ошибочно принимают их за два разных подразделения. Называли их еще Montalyui или «Черные Мальчики». Старики помнили эту группу под названием Pahy-dome-gaw («Люди под Солнцем»).
Одно время существовала седьмая группа Kuato «Отколовшиеся», которые отделились от основного
племени еще на северных равнинах. Возможно, Kuato были тем самым неизвестным племенем, которое было полностью истреблено сиу примерно в 1780 году. Об этом говорится в некоторых преданиях сиу.
В каждой группе был свой вождь. У некоторых были свои, отличные от остальных священные предметы и даже целые религиозные культы, но когда собиралось все племя на Пляску Солнца, каждая отдельная группа становилась частью великого круга, именуемого Кайова.
Раскол племени.
Вот,что рассказывают старики:
Давным-давно после окончания Пляски Солнца у кайова стала заканчиваться пища. Большой охотничий отряд, в который входили воины из двух групп, выследил и убил антилопу. Двое вождей, как обычно, разделили мясо. Но они не смогли поделить вымя антилопы и поссорились. Из-за этого разногласия племя разделилось, и одна группа откололась от общего лагеря и ушла со своим вождем. Племя так никогда и не узнало, что же стало с отколовшейся группой. Куда бы кайова не отправлялись в поход, они везде пытались найти следы ушедших, но безрезультатно. Кайова всегда интересовались, куда же могли деться эти люди. До сих пор их любопытство не удовлетворено. Некоторые считают, что они стали племенем кроу, но это только домыслы белого человека. Кайова хорошо известно, что это не так, потому что с кроу они дружили задолго до раскола племени. Есть мнение, что отколовшаяся группа это пуэбло таос. Многие кайова бывали в этом племени и могут сказать точно, что это не так. Их язык совершенно не похож на диалект Kuato. Да и к тому же, как могли вольные кочевые охотники осесть и стать огородниками? Никогда!
Выделка шкур у кайова.
Кайова начинали выделывать шкуру бизона, оленя, или теленка сразу же после снятия. Шкура растягивалась и прижималась к земле колышками. Смесь для выделки готовилась из мозгов и печени убитого животного. Для приготовления смеси использовали 200 грамм печени, 200 грамм мозгов и четыре столовые ложки жира. После этого надо немного добавить воды и оставить смесь примерно на час. После этого она готова к употреблению, и ее тряпкой начинают втирать в растянутую шкуру сначала с одной стороны, а потом с другой. Руками и круглым гладким камнем смесь тщательно растирается по всей поверхности шкуры. После этого колышки выдергиваются из земли, и шкура скатывается и убирается на ночь, чтобы дать смеси впитаться. На следующий день шкуру промывали холодной водой и сушили. В процессе высушивания она будет сжиматься, и делаться толще. Ее надо мять и растягивать перед удалением волоса. Чтобы удалить волос, надо тереть поверхность кожи грубым камнем. Затем кожа сворачивается и трется туда-сюда через натянутую веревку. После этого шкура замачивается на ночь в теплую воду. Утром ее растягивали на ровной земле, ворсистой стороной вниз. Колышки вбиваются на расстоянии пятнадцати сантиметров друг от друга, и шкура растягивается насколько только возможно. На шкуре остается присохшие мясо, жир и сухожилия. Все это соскребалось специальным ножом из лосиного рога. Если в процессе работы шкура сохнет и твердеет, увлажните ее теплой водой. Когда поверхностная обработка будет закончена, оставьте шкуру на солнце на пару дней, чтобы она высохла и выгорела. Следующим шагом надо заново вымочить шкуру и растянуть ее на колышках ворсистой стороной вверх. Волос начисто соскребается тем же методом, что и остатки мяса. Если волос соскребается плохо, надо еще раз замочить шкуру в воде с пеплом. Сделайте в ведре густую массу из растворенного в воде пепла. Замочите туда шкуру и оставьте на ночь. Утром тщательно промойте ее и снова растяните. Теперь волос должен сходить без проблем. Теперь и эту сторону оставьте на солнце на пару дней выгорать. Теперь кожа готова к употреблению.
Участие кайова в битве на Уошите.
Небольшой отряд кайова, включая и меня, посетил лагерь шайеннов на Уошите, который находился милях в десяти выше по реке от нашего лагеря. Мы стояли в пяти милях от Форта Кобб. Ночь была довольно холодная и типи были все в снегу. Река Уошита была покрыта льдом. Луна Улетающих Гусей принесла с собой дыхание Народа Холодного Огня. Но мы особо не волновались, т.к. около всех палаток виднелись большие кучи дров. Снег валил с неба, но на сушилках было полно мяса. Дикий Ветер Севера кружил свой танец среди палаток и сотрясал их. Но в сердцах людей была радость, и никакой ветер не мог выдуть ее. Не мог ветер заморозить и языки стариков, которые сидели у очагов типи и рассказывали героические предания прошлого.
Если бы мы только знали, что Кастер уже собирается напасть на наш лагерь, он бы никогда не дожил до того, чтобы быть убитым сиу. Если бы мы только успели подготовиться… Но мы были беспечны. Мы радовались и были уверены в мире. В такие ночи обычно детям не дают плакать в типи, чтобы воины не прослушали появление врага. Луки, стрелы и ружья держат наготове, вслушиваясь в любой непонятный звук. Но в ту ночь у нас, молодых воинов, было игривое настроение.
Мои друзья кайова и я веселились в компании шайеннских юношей и девушек. В самый разгар веселья вдруг откинулась дверь типи,и вошел старый шаман шайеннов. Он поднял руку, и моментально все замолчали и устремили на него взгляды. Он смотрел так, как будто видел что-то такое, что нам было недоступно. Он не произнес ни слова. Затем он опустил руку, повернулся и вышел, растворившись в снежной пелене. Мы переглядывались в тишине, не понимая что же произошло. Ясно было, что грядет что-то нехорошее. Что еще мог предвещать такой неожиданный визит Дедушки? Все мы знали, что некоторые шаманы обладали даром предвидения. Если бы мы прислушались к голосу наших сердец! Но мы снова начали шутить и смеяться.
Уже наступил день, когда кайова засобирались домой ведомые Запка-аде или Большим Луком. С восточного неба смотрела утренняя звезда на мирный заснеженный лагерь на Уошите. Неожиданно мы услышали звук медных труб полкового оркестра Седьмого Кавалерийского. Этот звук поднял заспанный лагерь. Воздух наполнился выстрелами из винтовок, криками, плачем детей и грохотом копыт по мерзлой земле. Полуголые воины выскакивали из типи, чтобы сразиться с синими мундирами. Хоть и застигнутые врасплох, они отчаянно бились за свою землю. Перекрывая весь этот шум, слышался голос Черного Котла, который отдавал приказы и подбадривал своих воинов, гибнущих один за другим под пулями кавалеристов. Всадники проскакали через лагерь и разворачивались для новой атаки.
Мы уже отъехали от лагеря, но сразу повернули назад, когда услышали выстрелы. Невидимые для солдат, мы спрятались в снегу и стали ждать, когда они попадут в досягаемость наших ружей. Пока мы выжидали, мы увидели, как солдат гоняется за женщиной с ребенком вокруг типи и загоняет ее в реку. В ледяной воде она остановилась, повернулась и прикрыла ребенка рукой. Солдат выстрелил ей в руку и поднял револьвер для следующего выстрела. Один из наших воинов выстрелил в него из ружья, и тот вылетел из седла. Лошадь без всадника пересекла реку и выбежала на противоположный берег.
Большой Лук крикнул нам, чтобы мы поспешили к нашему лагерю, т.к. стрельба уже начала раздаваться и с той стороны. Мы проскакали около двух миль, когда увидели отряд солдат, преследующих нескольких
шайеннских женщин, которые бежали в сторону нашего лагеря. Спрятавшись за обрывом реки, мы открыли огонь. Солдаты ответили нам, но безрезультатно. Они были очень возбуждены погоней. Мы продолжили перестрелку, и через некоторое время все кавалеристы валялись мертвыми в снегу. Никого из наших воинов солдатские пули даже не задели.
Радуясь такой простой победе мы издали ликующий вопль, но Большой Лук прикрикнул на нас, чтобы мы не шумели, потому что вокруг было еще очень много солдат. Но на этот клич ответила группа шайеннов, которые торопились на помощь группе Черного Котла. Услышали его и в лагере. Он укрепил сердца шайеннов, об этом рассказывали потом спасшиеся женщины. Воины Черного Котла не просили пощады, да им ее никто и не предлагал. Ни один из них не выжил. Все были убиты. Соотношение сил тогда было три белых на одного шайенна.
Те солдаты, что мы убили, были отрядом майора Джоела Х. Элиота. Среди них были четыре офицера запаса и десять солдат Седьмого Кавалерийского. После этой перестрелки Большой Лук увел нас в наш лагерь. К полудню Кастер разграбил и сжег деревню Черного Котла и расстрелял более 900 лошадей шайеннов. Снег был красным от крови, а трупы были свалены кучами вокруг догорающего лагеря.
В это время небольшие отряды воинов из разных племен постепенно окружали солдат. Командование этими объединенными силами взял на себя Сатанта. К середине утра ему удалось собрать в одном месте основные силы индейцев. Тем не менее, маленькие отряды продолжали беспокоить солдат с разных сторон. Сатанте было трудно договориться о едином плане с вождями других племен. Наконец, все было готово и Сатанта приказал кайова готовиться к битве. Впереди было общество Каитсенко – десять воинов, которые никогда не отступали. У каждого из них были красные, желтые и черные перевязи из лосиной кожи. У великого вождя Сатанка перевязь была черная. Он ехал впереди с оперенным копьем в руках. Они пели военную песню своего общества. Сатанк, как вождь Каитсенко, должен был начать битву. Во время боя он пришпиливал свою перевязь к земле магической стрелой и не мог сделать ни шагу назад, пока битва не будет закончена. Каитсенко или побеждали, или умирали.
В это время Кастер отвел своих солдат ниже по реке, а его полковой оркестр молчал. Кавалеристы остановились, а некоторые из них спешились и приготовились к бою. Кастер, видимо, знал, что его окружают, т.к. его войска отступали совершенно дезорганизовано и торопливо. Действия этих белых не поддавались пониманию. Почти сразу же, мы даже двинуться не успели, они опять сели верхом и продолжили движение вниз в долину. Теперь уже полностью окруженные нами, они так и двигались по направлению к нашим лагерям до самой темноты. Мы собрались в месте, которое сама природа приготовила для засады, и приготовились к атаке на солдат. Но внезапно они развернулись и спешно отступили из долины. Мы последовали за ними.
Ночью мы поймали одного из скаутов Кастера. От него мы узнали, что неустрашимый Кастер попросту сбежал со своим войском, испугавшись индейцев. Ни лошади, ни люди его не ели ничего с самого утра и буквально валились с ног. Они отступали до того самого места, где они оставили свои теплые куртки и припасы перед атакой на лагерь Черного Котла. В итоге обнаружилось, что кто-то уже заранее побеспокоился и спер все оставленное солдатами. Немного передохнув, солдаты продолжили свое отступление. Настолько велик был страх Кастера перед преследующими его индейцами, что он даже и не
вспомнил о пропавшем майоре Элиоте и его солдатах. Он так спешил в Кэмп Сэплай, что спокойно бросил майора на произвол судьбы. Трофеи Кастера составили несколько сотен шкур, много бизоньего мяса, некоторое количество ружей, луков и стрел, множество седел и уздечек и немного одежды. Все пятьдесят три пленных были женщинами и детьми. Не было ни одного мужчины. Все они погибли в бою. Кастер потерял двух офицеров и девятнадцать солдат убитыми, и трех офицеров и одиннадцать солдат ранеными.
Имя и поиск видения у кайова.
Имена Большое Мясо (Ghee-Ale или Gi-Edel), Пинающаяся Птица (Tene-Angopte или Разящий Орел) и Сидящий Медведь (Satank или Set-Angia) для человека, не принадлежащего к племени кайова, звучат несколько странно. Но у каждого кайова было имя четко его характеризующее. По заведенному обычаю у каждого кайова было три имени: первое давалось при рождении, второе в юности и третье в зрелом возрасте. Имена давались за какие-то личные качества, физические проявления, необычные способности, подвиги, особые достижения или получались во время поиска видения. Для кайова имя было священным. Получая новое имя, человек как бы перерождался. Полученное при рождении имя Спящий Кролик, в юности могло трансформироваться в Воющего Волка, а с возрастом стать Сильным Бизоном.
Юноша кайова постоянно постился в поисках видения, чтобы быстрее получить «тайного помощника». Он уходил подальше от лагеря, обычно в сопровождении друга. Незадолго до выбранного места, друг останавливался, а ищущий видение оставался один на вершине горы или в глубине каньона. Несколько дней без еды, воды и сна он молил о видении. Иногда молитвы слышали, и ему являлось священное видение, и он обретал магическую силу. Иногда он получал только знание особой песни. После этого мальчик брал себе имя явившейся к нему духовной сущности животного, например Появляющаяся Птица или Красный Бизон. Так же он рисовал ее на щите, как символ магической защиты.
После поста мальчику была необходима помощь, чтобы добраться до лагеря. В этом ему помогал друг, который сопровождал его на пути к месту поиска видения. Мальчик рассказывал о своем видении близким друзьям и родственникам. Для остальных это было тайной. Сила, полученная им во время поста, сопровождала его всю жизнь. В старости он мог передать свое видение и песню достойному, но менее удачливому в поисках видения младшему родственнику.