ГРО ВАНТРЫ РАВНИН (Atsina)
Племя Гро-Вентров сыграло важную роль в истории Саскачевана, роль, которая в настоящее время вновь постепенно открывается. Эта группа Алгонкинов изначально была частью племени Северных Арапахо, которые когда-то жили в долине Красной реки, вероятно, далеко на севере, где современная международная граница. Они вели когда-то оседлый образ жизни, земледельческого народа.
При определении движения этой группы, отмечается путаница в ранних записях. Это потому, что другая группа, Хидатса(Hidatsa), также называется- Гро-Вентры. Обе заняли части территории северо-востока Северной Дакоты, и во многих отношениях, их маршруты миграции были достаточно близки, что порой вызывает путаницу. То, что они также находились в Саскачеване - ещё один запутывающий фактор.
Другое название этой группы Ацина, или Атсина(Atsina). Хьюз располагает их, (в то время они были частью Северных Арапахо), в долине Красной реки к северу от Гранд Форкс, Северная Дакота, по его прогнозам в период с 1100 от Р.Х., по крайней мере до 1400 г. н.э. Он перемещает их на запад в 1600 году и предполагает, что их разделение с Арапахо произошло в 1720-1730 гг., когда они перебрались на северо-восток от устья Малой Миссури в провинцию Саскачеван, почти на место современного Саскатуна.
В 1750 Aтсина бродили по южной части провинции Саскачеван. Энтони Хенди, в 1754 году, посетил лагерь примерно из двухсот палаток индейцев Archithinue провинции Саскачеван. Мэтью Кокинг, в 1772 году, в своей попытке снова открыть торговлю с Archithinue встретился небольшой группой на западе Игл- Хиллз в провинции Саскачеван, которую он определяет как Индейцев Водопада. Водопадные или Индейцы Стремнин были известны и под другим названием Гро- Вентров равнин. Он утверждает, что термин Archithinue также включал Бладов, Пиеганов, Черноногих и Сарси. )
* /Indian Migrations in Manitoba and the West/
*Первые контакты
Энтони Хендай(Anthony Henday ) был одним из первых белых людей, исследовавших огромные территории Канадского Запада. 26 июня 1754 году он отправился из Йорк-Фактори(Гудзонов залив) с небольшой группой Равнинных Кри, которые возвращались в родные места….
Когда партия достигла Paskoya - 22 июля, французские торговцы угрожали захватить Хендая и отправить его во Францию, но испугавшись, возможно, из-за количества индейцев, с которыми он ехал, позволили ему продолжить движение. Он и его спутники вскоре оставили свои лодки и двинулись пешком по бесконечным прериям. Через несколько миль к индейцам присоединились члены их семей. Расширенная группа продолжила движение на запад, пересекая Южный Саскачеван к северу от настоящего Саскатуна и пройдя к югу от будущего места Батлфорд. Его маршрут, особенно после того, как он покинул область Баттлфорд, вызывает определенные противоречия.
*6 сентября они встретились с Орлиными Индейцами, группа Ассинибойнов, которая никогда ещё не торговала с белыми людьми. Видимо дипломатия Хендая была эффективной, поскольку впоследствии группа Орлов отправлялась в Йорк ежегодно. Но Хендай стремился найти других индейцев, в КГЗ(Компания Гудзонова Залива) этих людей смутно знали, как “Archithinues” - либо Atsinas (Гро Вентры) или Siksikas (Черноногих).
Attickasish(Маленький Олень), лидер Кри в отряде Хендая, встретил двух Archithinues 4 сентября, но остальные были дальше на запад, за основным стадом буйволов.
15 сентября Хендай записал: "Буйволов так много, что нам придётся расчищать себе путь". Они встречались с отрядами конных охотников на бизонов Archithinue, которые называли себя Niitsitapi ( «реальные люди»). Мы знаем их как Черноногих. А также с многочисленными группами Ассинибойнов.
14 октября. примерно в 18 км к юго-востоку от Ред-Дир( Red Deer, Альберта), 40 мужчин- туземцев Archithinue, верхом на лошадях прибыли узнать друзья мы или враги. Мы сказали им, что друзья. Пришли в лагерь Аркхитхинуе(Archithinue) из 200 палаток расположенных в два ряда, открытый по середине, где нас проводили в палатку вождя, которая находилась на одном конце стойбища, и была достаточно большой, чтобы разместить 50 человек. Он принял нас сидит на светлой [белой] бизоньей коже, также присутствовали 20 старейшин. Он сделал мне знак сесть по правую руку от него, что я и сделал. Их вождь приготовил несколько больших трубок и все вокруг закурили, по обыкновению, обе стороны не произнесли ни слова. После курения подали несколько видов вареного мяса, а мне было предложено 10 бизоньих языков ....
15 октября. Во вторник, в 10 утра я был приглашен в палатку вождя Archithinue и через переводчика сообщил ему, что меня послали просить его разрешения отпустить некоторых его молодых людей спуститься в со мной до Форта, где их любезно встретят, подарят оружие и другие вещи . Но он ответил что это слишком далеко, а они не могут жить без бизоньего мяса, не могут оставить лошадей и прочее; в частности они не знакомы с каноэ, и не могут есть рыбу. Далее вождь сказал, что они никогда не нуждаются пище, так как следуют за буйволами и убивают их луками и стрелами, и ему сообщали, что местные жители, которые часто посещали населенные пункты у залива- часто голодали в пути. Я думаю эти замечания сущая правда. Он подарил мне красивый лук и стрелы, а в ответ я дал ему часть каждого вида товаров которые у меня были, согласно письменных инструкций г-н Ишама(Isham ). Я тщательно осмотрел лагерь. Их палатки были разбиты близко друг к другу и шли двумя прямыми линиями, которые образуют широкие улицы, открытые на обоих концах.
Их лошади временно лишённые травы, стреноженные, при желании крепятся к ряду из бизоньей кожи, который тянется вдоль и крепится к столбам вкопанным в землю. У них есть свои поводья сплетённые из волоса, сёдла-подкладки из бизоньей кожи и стремена из того же самого материала. Их лошади прекрасные послушные животные примерно 14 ладоней высотой, энергичные и ухоженные. Туземцы хорошие всадники и охотники на бизонов. Одежда этих индейцев такая же, как и у других, но более чистая и яркая. Их не заинтересовал мой табак, который не являлся для них большой ценностью, им заменяет его сушёный конский навоз ....
У них есть много прекрасных девушек-пленниц (Хендаю также подарили двух индейских рабынь, одна из них- в последствии умерла в Йорк-Фактори в 1765 году), и очень много высушенных скальпов с тонкими длинными черными волосами, вывешенные на шестах палатки вождя. Они следуют за буйволами с места на место, и чтобы их неожиданно не атаковал противник, располагаются лагерем на открытых равнинах. Их топливом является торф, и сушёный конский навоз, их одежда мелко разрисована красной краской, типа английской охры, но они не раскрашивают свои тела. Видел четырех ослов.
В середине января они начали свой путь на север-северо-восток, к Норт- Саскачеван (в точку примерно на 20 миль ниже по течению от современного Эдмонтона). Там они располагались с 5 марта по 28 апреля, делая каноэ для долгого путешествия на восток.
Когда они плыли вниз по Норт- Саскачеван, то встретили группу индейцев, которые присоединились к ним меняя меха на английские товары. Спутники Хендая обещали ему, что постараются убедить Archithinues, спуститься к заливу, но, хотя они и встречали многих представителей этого племени, проницательные Кри не предприняли никаких попыток сдержать свое слово. Многие индейцы, которые торгуют у Гудзонова залива отказались от трапперства и охоты, став посредниками для остальной части их собственного племени или для племен внутренних территорий, которые не использовали каноэ.
16 мая. 30 миль севернее. Пришел к лагерю из 30 палаток туземцев Archithinue. Я говорил с ними, как со всеми предыдущими, но все было напрасно. Наши индейцы выторговали у них очень много меха. Они имеют лучших из увиденных мною лошадей и являются очень добрыми людьми. (Соотечественники Хендая не поверили ему про наличие у индейцев такого количества лошадей).
21 мая. 70 палаток Archithinue пришли к нам во главе с лидером, которого я видел в стране Muscoty. Я использовал все от меня зависящее стремясь заполучить несколько молодых людей для поездки в форт, но все напрасно. Они имеют очень мало волчьих и других мехов, потому что уже продали их индейцам Pegoganaw, которые посещают форт. У нас имеется примерно 60 каноэ, но нам не хватает ружей, котлов, топоров и ножей, которые мы продали аборигенам Archithinue.
Когда флотилия прибыла в Форт-Сен-Луи, в десяти милях ниже развилки Саскачеван, французские торговцы стали предлагать спутникам Хендая бренди, а затем купили у них около тысячи лучших шкур. Процесс повторился и дальше вниз по реке в Паское(Paskoya). Хендай сообщает: «французы в совершенстве говорят на нескольких языках, и во всём имеют преимущество, а если бы у них ещё имелся бразильский табак…наша торговля была бы полностью отрезана». Наконец 23 июня 1755 года экспедиция Хендая вернулась в Йорк.
http://www.fortedmontonpark.ca/media/127500/anthony-henday_500x399.jpg
*Мы узнаем из записок Хенди, что они были в довольно дружеских отношениях с Aссинибойнами, с которыми позже постоянно находились в состоянии войны. Хендри ошибся в нескольких своих наблюдениях. "Дерн" названный топливом - несомненно, сушёные бизоньи лепёшки, к которым всегда цеплялись земля и трава, на которую они упали. Они также не курили конский навоз, это невозможно.
В июне 1759 он ещё раз отправился в страну Archithinue. Но записей об этом путешествии не существует.
Вполне вероятно, что группа о которой сообщил Хенди в 1754 году были Гро-Вантрами. Насколько известно, после Хенди, никто из белых не посещал племена Черноногих, пока Мэтью Кокинг(Matthew Cocking), второй агент в Йорк-Фактори, не отправился к ним в 1772 году, чтобы попытаться уговорить совершать ежегодные паломничества на этот пост со своими добытыми мехами.
За 1789-1793годы Маккензи( Mackenzie) отмечает: «Aссинибойны, и некоторые из Водопадных или Пузатые Индейцы, являются основными жителями этой страны, и с границей по реке занимают центральную её часть". Это относится к области южного Саскачевана между реками Южный Саскачеван, К'Aппель и Aссинибойн и Миссури. Вполне вероятно, что он также пишет о Гро-Вантрах Равнин (Aтсина).
Племя Гро-Вентров сыграло важную роль в истории Саскачевана, роль, которая в настоящее время вновь постепенно открывается. Эта группа Алгонкинов изначально была частью племени Северных Арапахо, которые когда-то жили в долине Красной реки, вероятно, далеко на севере, где современная международная граница. Они вели когда-то оседлый образ жизни, земледельческого народа.
При определении движения этой группы, отмечается путаница в ранних записях. Это потому, что другая группа, Хидатса(Hidatsa), также называется- Гро-Вентры. Обе заняли части территории северо-востока Северной Дакоты, и во многих отношениях, их маршруты миграции были достаточно близки, что порой вызывает путаницу. То, что они также находились в Саскачеване - ещё один запутывающий фактор.
Другое название этой группы Ацина, или Атсина(Atsina). Хьюз располагает их, (в то время они были частью Северных Арапахо), в долине Красной реки к северу от Гранд Форкс, Северная Дакота, по его прогнозам в период с 1100 от Р.Х., по крайней мере до 1400 г. н.э. Он перемещает их на запад в 1600 году и предполагает, что их разделение с Арапахо произошло в 1720-1730 гг., когда они перебрались на северо-восток от устья Малой Миссури в провинцию Саскачеван, почти на место современного Саскатуна.
В 1750 Aтсина бродили по южной части провинции Саскачеван. Энтони Хенди, в 1754 году, посетил лагерь примерно из двухсот палаток индейцев Archithinue провинции Саскачеван. Мэтью Кокинг, в 1772 году, в своей попытке снова открыть торговлю с Archithinue встретился небольшой группой на западе Игл- Хиллз в провинции Саскачеван, которую он определяет как Индейцев Водопада. Водопадные или Индейцы Стремнин были известны и под другим названием Гро- Вентров равнин. Он утверждает, что термин Archithinue также включал Бладов, Пиеганов, Черноногих и Сарси. )
* /Indian Migrations in Manitoba and the West/
*Первые контакты
Энтони Хендай(Anthony Henday ) был одним из первых белых людей, исследовавших огромные территории Канадского Запада. 26 июня 1754 году он отправился из Йорк-Фактори(Гудзонов залив) с небольшой группой Равнинных Кри, которые возвращались в родные места….
Когда партия достигла Paskoya - 22 июля, французские торговцы угрожали захватить Хендая и отправить его во Францию, но испугавшись, возможно, из-за количества индейцев, с которыми он ехал, позволили ему продолжить движение. Он и его спутники вскоре оставили свои лодки и двинулись пешком по бесконечным прериям. Через несколько миль к индейцам присоединились члены их семей. Расширенная группа продолжила движение на запад, пересекая Южный Саскачеван к северу от настоящего Саскатуна и пройдя к югу от будущего места Батлфорд. Его маршрут, особенно после того, как он покинул область Баттлфорд, вызывает определенные противоречия.
*6 сентября они встретились с Орлиными Индейцами, группа Ассинибойнов, которая никогда ещё не торговала с белыми людьми. Видимо дипломатия Хендая была эффективной, поскольку впоследствии группа Орлов отправлялась в Йорк ежегодно. Но Хендай стремился найти других индейцев, в КГЗ(Компания Гудзонова Залива) этих людей смутно знали, как “Archithinues” - либо Atsinas (Гро Вентры) или Siksikas (Черноногих).
Attickasish(Маленький Олень), лидер Кри в отряде Хендая, встретил двух Archithinues 4 сентября, но остальные были дальше на запад, за основным стадом буйволов.
15 сентября Хендай записал: "Буйволов так много, что нам придётся расчищать себе путь". Они встречались с отрядами конных охотников на бизонов Archithinue, которые называли себя Niitsitapi ( «реальные люди»). Мы знаем их как Черноногих. А также с многочисленными группами Ассинибойнов.
14 октября. примерно в 18 км к юго-востоку от Ред-Дир( Red Deer, Альберта), 40 мужчин- туземцев Archithinue, верхом на лошадях прибыли узнать друзья мы или враги. Мы сказали им, что друзья. Пришли в лагерь Аркхитхинуе(Archithinue) из 200 палаток расположенных в два ряда, открытый по середине, где нас проводили в палатку вождя, которая находилась на одном конце стойбища, и была достаточно большой, чтобы разместить 50 человек. Он принял нас сидит на светлой [белой] бизоньей коже, также присутствовали 20 старейшин. Он сделал мне знак сесть по правую руку от него, что я и сделал. Их вождь приготовил несколько больших трубок и все вокруг закурили, по обыкновению, обе стороны не произнесли ни слова. После курения подали несколько видов вареного мяса, а мне было предложено 10 бизоньих языков ....
15 октября. Во вторник, в 10 утра я был приглашен в палатку вождя Archithinue и через переводчика сообщил ему, что меня послали просить его разрешения отпустить некоторых его молодых людей спуститься в со мной до Форта, где их любезно встретят, подарят оружие и другие вещи . Но он ответил что это слишком далеко, а они не могут жить без бизоньего мяса, не могут оставить лошадей и прочее; в частности они не знакомы с каноэ, и не могут есть рыбу. Далее вождь сказал, что они никогда не нуждаются пище, так как следуют за буйволами и убивают их луками и стрелами, и ему сообщали, что местные жители, которые часто посещали населенные пункты у залива- часто голодали в пути. Я думаю эти замечания сущая правда. Он подарил мне красивый лук и стрелы, а в ответ я дал ему часть каждого вида товаров которые у меня были, согласно письменных инструкций г-н Ишама(Isham ). Я тщательно осмотрел лагерь. Их палатки были разбиты близко друг к другу и шли двумя прямыми линиями, которые образуют широкие улицы, открытые на обоих концах.
Их лошади временно лишённые травы, стреноженные, при желании крепятся к ряду из бизоньей кожи, который тянется вдоль и крепится к столбам вкопанным в землю. У них есть свои поводья сплетённые из волоса, сёдла-подкладки из бизоньей кожи и стремена из того же самого материала. Их лошади прекрасные послушные животные примерно 14 ладоней высотой, энергичные и ухоженные. Туземцы хорошие всадники и охотники на бизонов. Одежда этих индейцев такая же, как и у других, но более чистая и яркая. Их не заинтересовал мой табак, который не являлся для них большой ценностью, им заменяет его сушёный конский навоз ....
У них есть много прекрасных девушек-пленниц (Хендаю также подарили двух индейских рабынь, одна из них- в последствии умерла в Йорк-Фактори в 1765 году), и очень много высушенных скальпов с тонкими длинными черными волосами, вывешенные на шестах палатки вождя. Они следуют за буйволами с места на место, и чтобы их неожиданно не атаковал противник, располагаются лагерем на открытых равнинах. Их топливом является торф, и сушёный конский навоз, их одежда мелко разрисована красной краской, типа английской охры, но они не раскрашивают свои тела. Видел четырех ослов.
В середине января они начали свой путь на север-северо-восток, к Норт- Саскачеван (в точку примерно на 20 миль ниже по течению от современного Эдмонтона). Там они располагались с 5 марта по 28 апреля, делая каноэ для долгого путешествия на восток.
Когда они плыли вниз по Норт- Саскачеван, то встретили группу индейцев, которые присоединились к ним меняя меха на английские товары. Спутники Хендая обещали ему, что постараются убедить Archithinues, спуститься к заливу, но, хотя они и встречали многих представителей этого племени, проницательные Кри не предприняли никаких попыток сдержать свое слово. Многие индейцы, которые торгуют у Гудзонова залива отказались от трапперства и охоты, став посредниками для остальной части их собственного племени или для племен внутренних территорий, которые не использовали каноэ.
16 мая. 30 миль севернее. Пришел к лагерю из 30 палаток туземцев Archithinue. Я говорил с ними, как со всеми предыдущими, но все было напрасно. Наши индейцы выторговали у них очень много меха. Они имеют лучших из увиденных мною лошадей и являются очень добрыми людьми. (Соотечественники Хендая не поверили ему про наличие у индейцев такого количества лошадей).
21 мая. 70 палаток Archithinue пришли к нам во главе с лидером, которого я видел в стране Muscoty. Я использовал все от меня зависящее стремясь заполучить несколько молодых людей для поездки в форт, но все напрасно. Они имеют очень мало волчьих и других мехов, потому что уже продали их индейцам Pegoganaw, которые посещают форт. У нас имеется примерно 60 каноэ, но нам не хватает ружей, котлов, топоров и ножей, которые мы продали аборигенам Archithinue.
Когда флотилия прибыла в Форт-Сен-Луи, в десяти милях ниже развилки Саскачеван, французские торговцы стали предлагать спутникам Хендая бренди, а затем купили у них около тысячи лучших шкур. Процесс повторился и дальше вниз по реке в Паское(Paskoya). Хендай сообщает: «французы в совершенстве говорят на нескольких языках, и во всём имеют преимущество, а если бы у них ещё имелся бразильский табак…наша торговля была бы полностью отрезана». Наконец 23 июня 1755 года экспедиция Хендая вернулась в Йорк.
http://www.fortedmontonpark.ca/media/127500/anthony-henday_500x399.jpg
*Мы узнаем из записок Хенди, что они были в довольно дружеских отношениях с Aссинибойнами, с которыми позже постоянно находились в состоянии войны. Хендри ошибся в нескольких своих наблюдениях. "Дерн" названный топливом - несомненно, сушёные бизоньи лепёшки, к которым всегда цеплялись земля и трава, на которую они упали. Они также не курили конский навоз, это невозможно.
В июне 1759 он ещё раз отправился в страну Archithinue. Но записей об этом путешествии не существует.
Вполне вероятно, что группа о которой сообщил Хенди в 1754 году были Гро-Вантрами. Насколько известно, после Хенди, никто из белых не посещал племена Черноногих, пока Мэтью Кокинг(Matthew Cocking), второй агент в Йорк-Фактори, не отправился к ним в 1772 году, чтобы попытаться уговорить совершать ежегодные паломничества на этот пост со своими добытыми мехами.
За 1789-1793годы Маккензи( Mackenzie) отмечает: «Aссинибойны, и некоторые из Водопадных или Пузатые Индейцы, являются основными жителями этой страны, и с границей по реке занимают центральную её часть". Это относится к области южного Саскачевана между реками Южный Саскачеван, К'Aппель и Aссинибойн и Миссури. Вполне вероятно, что он также пишет о Гро-Вантрах Равнин (Aтсина).