Джордж Б. Гриннел. СРАЖАЮЩИЕСЯ ШАЙЕНЫ. – СПб.–М.: Первые Американцы, 2019. – 624 стр., фотографии, рисунки, карты, приложения. !!! Обычный серийный формат !!! Твердая обложка + суперобложка + шитый блок.
е-мэйл: first_am@mail.ru
Книга является классикой историко-документальной литературы и будет полезна всем, кто интересуется историей коренных американцев. В русскоязычном переводе текст впервые публикуется без сокращений. Тематические приложения по шайенам.
Джордж Б. Гриннел (1849–1938) – видный американский антрополог, этнолог, историк, натуралист и писатель. Начиная с 1872 года и до конца своей жизни принимал активное участие во многих исследовательских экспедициях к индейцам Равнин. «Сражающиеся шайены» (1915) – фундаментальная работа по военной истории северных и южных шайенов, по праву считающаяся классическим образцом литературы о североамериканских индейцах. В русскоязычном переводе текст приводится без сокращений. В книге использованы оригинальные схемы и карты из первого американского издания. Книга оформлена рисунками-леджерами шайенских художников.
«Написание этой книги напрямую связано с военной историей шайенов, мужественного народа, который был почти постоянно в состоянии войны с соседями, но до 1856 года – в дружественных отношениях с белыми. Шайены сражались отменно, но их войны длились недолго и закончились уже довольно давно. Скитания этого племени прекратились к 1880 году, и с тех пор они заключены в две резервации, одна в Оклахоме, другая в Монтане. Когда начались столкновения с белыми, некоторые старые и мудрые шайены убедительно призывали к сохранению мира, но все эти попытки терпели неудачу. Внутри индейского лагеря царила личная свобода, это было законом, а сами шайены прослыли издавна гордым, своенравным и упрямым народом. Индейцы не знали письменности, поэтому история войн была записана их врагами, и повествование всегда велось с соответствующей точки зрения. Белые писатели восхваляли храбрость американской армии и желали успехов своим солдатам. А когда нужно было признать поражение, они, как правило, ругали тех, кто взял верх, и унижали и оскорбляли победителей. Но конечно же, была и другая сторона всех этих историй, и именно она заслуживает права на то, чтобы быть зафиксированной. Пусть это будет хотя бы сегодня, когда войны остались в далекой истории и памяти индейцев, принимавших участие в событиях тех дней. Я хотел бы попытаться представить здесь мнение белых и мнение индейцев без каких бы то ни было комментариев. Длительное общение с шайенами не только удовлетворило мой личный интерес к данной теме, но и утвердило во мнении, что они позволят мне говорить за них. Все, с чем индейцы сталкивались в своих сражениях, описано здесь, и еще много другого, что я смог узнать на протяжении долгих лет близкого знакомства с теми людьми, кто принимал участие в войнах на равнинах. В старые времена шайены обладали в высшей степени первобытным, диким чувством собственного достоинства, честностью, надежностью и храбростью, что касалось мужчин, и мужеством, смелостью, преданностью и верностью, что касалось женщин. Некоторые старики, принимавшие участие в сражениях с белыми, живы до сих пор, и сегодня только они являются источником подлинной информации относительно раннего образа жизни диких шайенов, древней свободной жизни на равнинах Запада».
- Джордж Б. Гриннелл, 10 августа 1915 года.
«Эта книга, написанная Джорджем Б. Гриннелом – военная история самого воинственного народа из всех равнинных индейцев. Нет другого такого человека, чье рождение и становление как писателя было на протяжении долгих лет настолько тесно связано со многими равнинными народами. Естествоиспытателем он сопровождал экспедицию Джорджа Армстронга Кастера в район Черных Холмов в 1874 году. После этого в течение почти 60 лет до самой смерти в 1938 году он длительное время оставался с равнинными индейцами и пользовался расположением и уважением великих вождей и воинов разных племен, от черноногих до поуни. Однако своими книгами он доказал наибольшую привязанность к шайенам. В ответ на честность, искренность, сострадание и понимание его радушно принимали в каждом типи. Написанное Гриннелом открывает каждому желающему дверь в мир шайенов. Он был одним из немногих историков, которые знали, как донести до своих читателей правду об индейцах, и как преподнести увиденное им в столь уникальной форме».
- Стэнли Вестал, Норман, Оклахома, 21 февраля 1956 г.
е-мэйл: first_am@mail.ru
Книга является классикой историко-документальной литературы и будет полезна всем, кто интересуется историей коренных американцев. В русскоязычном переводе текст впервые публикуется без сокращений. Тематические приложения по шайенам.
Джордж Б. Гриннел (1849–1938) – видный американский антрополог, этнолог, историк, натуралист и писатель. Начиная с 1872 года и до конца своей жизни принимал активное участие во многих исследовательских экспедициях к индейцам Равнин. «Сражающиеся шайены» (1915) – фундаментальная работа по военной истории северных и южных шайенов, по праву считающаяся классическим образцом литературы о североамериканских индейцах. В русскоязычном переводе текст приводится без сокращений. В книге использованы оригинальные схемы и карты из первого американского издания. Книга оформлена рисунками-леджерами шайенских художников.
«Написание этой книги напрямую связано с военной историей шайенов, мужественного народа, который был почти постоянно в состоянии войны с соседями, но до 1856 года – в дружественных отношениях с белыми. Шайены сражались отменно, но их войны длились недолго и закончились уже довольно давно. Скитания этого племени прекратились к 1880 году, и с тех пор они заключены в две резервации, одна в Оклахоме, другая в Монтане. Когда начались столкновения с белыми, некоторые старые и мудрые шайены убедительно призывали к сохранению мира, но все эти попытки терпели неудачу. Внутри индейского лагеря царила личная свобода, это было законом, а сами шайены прослыли издавна гордым, своенравным и упрямым народом. Индейцы не знали письменности, поэтому история войн была записана их врагами, и повествование всегда велось с соответствующей точки зрения. Белые писатели восхваляли храбрость американской армии и желали успехов своим солдатам. А когда нужно было признать поражение, они, как правило, ругали тех, кто взял верх, и унижали и оскорбляли победителей. Но конечно же, была и другая сторона всех этих историй, и именно она заслуживает права на то, чтобы быть зафиксированной. Пусть это будет хотя бы сегодня, когда войны остались в далекой истории и памяти индейцев, принимавших участие в событиях тех дней. Я хотел бы попытаться представить здесь мнение белых и мнение индейцев без каких бы то ни было комментариев. Длительное общение с шайенами не только удовлетворило мой личный интерес к данной теме, но и утвердило во мнении, что они позволят мне говорить за них. Все, с чем индейцы сталкивались в своих сражениях, описано здесь, и еще много другого, что я смог узнать на протяжении долгих лет близкого знакомства с теми людьми, кто принимал участие в войнах на равнинах. В старые времена шайены обладали в высшей степени первобытным, диким чувством собственного достоинства, честностью, надежностью и храбростью, что касалось мужчин, и мужеством, смелостью, преданностью и верностью, что касалось женщин. Некоторые старики, принимавшие участие в сражениях с белыми, живы до сих пор, и сегодня только они являются источником подлинной информации относительно раннего образа жизни диких шайенов, древней свободной жизни на равнинах Запада».
- Джордж Б. Гриннелл, 10 августа 1915 года.
«Эта книга, написанная Джорджем Б. Гриннелом – военная история самого воинственного народа из всех равнинных индейцев. Нет другого такого человека, чье рождение и становление как писателя было на протяжении долгих лет настолько тесно связано со многими равнинными народами. Естествоиспытателем он сопровождал экспедицию Джорджа Армстронга Кастера в район Черных Холмов в 1874 году. После этого в течение почти 60 лет до самой смерти в 1938 году он длительное время оставался с равнинными индейцами и пользовался расположением и уважением великих вождей и воинов разных племен, от черноногих до поуни. Однако своими книгами он доказал наибольшую привязанность к шайенам. В ответ на честность, искренность, сострадание и понимание его радушно принимали в каждом типи. Написанное Гриннелом открывает каждому желающему дверь в мир шайенов. Он был одним из немногих историков, которые знали, как донести до своих читателей правду об индейцах, и как преподнести увиденное им в столь уникальной форме».
- Стэнли Вестал, Норман, Оклахома, 21 февраля 1956 г.