Индейцы глазами иезуитов
А.В. Зорин
Фильм «Черный Плащ» дошел до российского зрителя вначале, как обычно, на пиратских видеокассетах, а затем был показан по каналу ТВЦ. ПА одобрительно отметили его в видеообзоре (1). Куда строже оценил его канадский специалист по истории гуронов Джон Стекли. Его отзыв помещен на официальном сайте нации виандотов в Интернете и, видимо, в немалой степени отражает официальную же точку зрения племени (2).
Безнадежное дело – пытаться смотреть кино вместе со специалистом по изображаемым событиям. В зависимости от темперамента, он будет раздраженно или добродушно, но непрерывно и язвительно комментировать едва ли не каждый кадр несчастной ленты. Подобный просмотр обещает стать весьма познавательным, но с удовольствием от зрелища можно распроститься заранее. Понятно, что отнюдь не всякий фильм может удостоиться такого внимания. Вряд ли кому придет в голову проводить историко-этнографический разбор сериала про Виннету.
Иное дело «Черный Плащ». Тут перед нами фильм исторический, претендующий на некое восстановление на экране реальной картины минувшего. С него спрос иной. И весьма строгий: практически все фильмы из индейской истории не избежали нареканий со стороны специалистов-историков и самих индейцев (хотя сами же индейцы и снимались в них). Например, набравшие кучу «Оскаров» знаменитые «Танцы с волками» Рассел Минс обвинил в «стереотипности образов» (не о том ли говорит и Джон Стекли?).
Покритиковал Минс и «Последнего из могикан», где сам же и снялся в одной из главных ролей. Но что вызвало там его нарекания? «Эпизод в африканской деревне», попавший в фильм из кладовки старых голливудских штампов, и слишком маленькие, на взгляд Минса, набедренные повязки, которые режиссер, правда, отыскал в музее («в белом музее, напомнил я ему» – словно для «белых» музеев экспонаты изготавливаются в специальных мастерских!) (3). Но зато сурового критика ничуть не задело ни искажение до неузнаваемости сюжета и основной идеи классического романа, ни подобная же операция с подлинными историческими событиями и реалиями эпохи. С Купером и учебником истории можете делать все, что угодно! Правда, при всем том никто не рискнет утверждать, будто «Последний из могикан» – плохой фильм. Работа режиссера, оператора, актеров, художника, композитора тут выше всяких похвал (как, кстати, и в «Черном Плаще»).
Критика Стекли, казалось бы, иного рода – он выступает как «признанный эксперт по индейцам». Но что же ему не по душе? Стереотипная «индейская принцесса» и прочие тому подобные «полинявшие образы», «узкий взгляд белого человека». Все это действительно имеет место. Более того, взгляд этот еще и узко-католический. Но разве это удивительно? Ведь фильм снят именно с точки зрения миссионера-иезуита, основываясь на иезуитских же «Реляциях» (кстати, уникальном источнике по ранней истории Канады, которым широко пользуется в своих исследованиях и сам мистер Стекли). Почти каждому эпизоду картины можно отыскать там соответствующий аналог.
Вряд ли у попавшего в плен к ирокезам реального миссионера, того же Бребефа или Жогэса, была возможность близко ознакомиться с «миролюбием и благородством» ирокезов, которые, конечно же, на самом деле не были неким земным воплощением дьявола. Но в их положении ирокез должен был видеться им не более чем бессмысленно-свирепым зверем (4). Но при этом он оставался человеком, творением божьим и, согласно доктрине, его также следовало возлюбить, как самого себя.
Конечно, вопрос о христианской любви из уст вождя гуронов выглядит неестественно, но не случайно при этом среди образов, проносящихся перед иезуитом, возникают и его мучители-ирокезы. Он должен возлюбить не только больных женщин и детей, но и этих жестоких воинов, и враждебную ему «принцессу», и «конкурента»-шамана. Иначе какой же он христианин, какое он имеет право нести язычникам слово божие? Следует, конечно иметь в виду, что в фильме выведен, разумеется, идеальный миссионер.
Не случаен тут и шаман – на взгляд доброго католика это лишь злобный карлик и понятно, почему мистер Стекли не распознал в нем «носителя духовности аборигенов», каким является для него индейский знахарь. Он и отец Ла Форж смотрели на Местигойта с разных точек зрения. Режиссер отразил точку зрения иезуита.
Действительно, в фильме один из миссионеров гибнет в деревне гуронов, чего никогда не было, а ирокезы смеются над песней смерти пленников, чего никогда не могло быть. Но разве все так уж точно в записках первопроходцев, в тех же «Иезуитских реляциях»? Разве эти люди никогда не путались, никогда не ошибались в своих сообщениях? А ведь фильм снят именно с их точки зрения. Он показывает Канаду, какой она виделась глазам первых поселенцев XVII века – дикие дебри, суровая природа, варварские племена с их чуждыми, непонятными и жестокими обычаями, загадочная, страшная и прекрасная в своем первозданном величии страна. Такой ее видели «черные плащи» и такой она представлена на экране. А реальная, объективная картина канадской истории, какой она видится ныне нам, разумеется, иная.
Мы смотрим в прошлое с высоты накопленных знаний и, кроме того, можем взглянуть на события с разных точек зрения, понять мотивы поступков алгонкина, гурона, француза и могаука. Нам видна логика их поведения, а для ирокеза иезуит был столь же темен и непонятен, как и он сам для него. У нас, в отличие от «Черного Плаща» и его современников, два глаза; у них же было лишь по одному. Мы видим больше, но лишь благодаря им, сохранившим «свое» видение. И этот фильм в первую очередь о них, а не об ирокезах или гуронах. А они – это не только жертвенный отец Ла Форж или суровый Шамплен, но и траппер Даниэль, у которого вскоре явно появится возможность взглянуть на окружающий мир «двумя глазами». Когда столь же повезет кинозрителям сказать труднее.
Примечания
1. Первые Американцы, № 2/1997, С. 94.
2. Там же помещены и некоторые научные работы автора, как, например, интереснейшие биографические очерки «Untold Tales Four 17th Century Huron» или написанная в соавторстве с Чарльзом Гаррадом статья о виандотах (Craigleith and the Birth of the Historic Wyandot Tribe).
3. Первые Американцы, № 3/1998. С. 80–81.
4. На том же сайте нации виандотов помещены серьезные биографические очерки Ангюса Дж. Макдугала об иезуитах-миссионерах, в том числе и погибших от рук ирокезов, с подробным описанием перенесенных ими мучений.
Опубликовано: Альманах "ПЕРВЫЕ АМЕРИКАНЦЫ" / 2002 / N 10, стр. 150-151.