КРАСНАЯ ТРОПА

Общество российских индеанистов и ПАУ-ВАУ ВОЗРОЖДЕНИЕ


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

В стране боевых каноэ / In the Land of the War Canoes (США, Канада, 1914)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Roaming Ghost

avatar
Переведен на русский язык фильм В стране боевых каноэ / In the Land of the War Canoes (США, Канада, 1914, 43 мин.)
Режиссер - Э. Кёртис
В ролях: Стэнли Хант, Маргарет Уилсон, Сара (Абайя) Смит Мартин, миссис Джордж Уолкус, Булоотса, Пэдди Малид, Ква'кваано или Хаэйтлулас (Длинный Гарри), Франсин Хант, Боб Уилсон, Хелен Нокс, Джонатан Хант
Описание:
Фильм еще одного пионера этнографического кино (помимо известного всем Роберта Дж. Флаэрти "Нанук с Севера"), снявшего в Канаде документальный фильм про квакиуютлей – Эдварда Кёртиса.
В фильме «В стране охотников за головами» (оригинальное название 1914-го года «В краю охотников за скальпами») в кадре нет ни одного белого человека. Фильм относится к так называемой восстановительной этнографии, т.е. такому способу фиксирования прошлого, который в своем стремлении "спасти" его приметы зачастую может игнорировать настоящее. Например, когда Кёртис снимает фильм про охотников за головами, никаких голов индейцы уже не отрубали.
Сущность восстановительной этнографии вообще двойственна: с одной стороны, это нечто в чистом виде художественное, потому что к реальной жизни оно имеет мало отношения; с другой — нечто в чистом виде документальное, ибо все-таки оно имеет дело с реальной жизнью, пускай и исторической.
Поэтому фильм Кёртиса сложно считать чисто документальным или чисто художественным. "В стране охотников за головами" имеет беллетристическую фабулу, речь в нем идет о любви, о мести, о колдовстве и тому подобных вещах. Будет правильно сказать, что документальный фильм Кёртиса притворяется художественным, настолько сращиваются здесь игровые и неигровые элементы.
Очень важно, что в фильме аборигены рассматриваются сами по себе, а не в своих отношениях с белым человеком. Это прорыв. Признание другого народа за народ только тогда чего-то стоит, когда мы признаем, что у них может быть жизнь без нашего участия, свои страсти, желания и т.д. Белому человеку вообще свойственно думать только о себе.
Кёртис был известен своими фотографиями коренного населения Америки, на которых тщательно ретушировал все признаки современной цивилизации, такие, как хронометр или ружье. В начале двадцатого века он "получил грант" от Моргана на создание обширного многотомного фотоальбома с фотографиями из жизни североамериканских индейцев. Он сделал более 40 000 фотографий у более 80 американских племен. Его часто обвиняли в том, что фотографии его часто бывали постановочными, причем постановки нарушали реалии жизни индейцев того времени. Но факт остается фактом - ему удалось задокументировать такую жизнь, от которой сейчас почти ничего не осталось: прически, одежду, оружие, быт, обряды... Он, похоже, в самом деле считал индейцев людьми.
Его фильм можно считать совместной работой с племенем квакиутль (или, правильнее, кваквака’ватль), обитавшим в районе пролива Королевы Шарлоты, разделяющего остров Ванкувер и тихоокеанское побережье Канады, провинция Британская Колумбия.
Полноценный соавтор Кёртиса — Джордж Хант, сын местного торгового фактора, родственник половины актеров. Он выступал в качестве переводчика, руководил индейцами, был помощником режиссера, со своим семейством шил костюмы, строил декорации и т.д. Скорее всего, он помогал Кёртису и с написанием сценария, вернее, с адаптацией его к индейским условиям. Известно, например, что актеры вместе с ним придумывали некоторые сцены в полевых условиях. Это было настоящее содружество.
Это очень здорово — племя, стремительно вымирающее (хотя бы в смысле потери собственной идентичности), люди, целиком погруженные в прошлое, сидящие на обочине истории (и даже специально посаженное туда доброхотами-этнографами) принимает участие в наиболее современном проекте — вот уж истинно, дремучее прошлое встречается с сияющим будущим. Такой стык не мог не породить вспышки, хотя бы в смысле выделения мощной энергии.
Сюжет, в надежде заинтересовать белого зрителя, наивно приписывает индейцам какую-то европейско-американскую психологию. То есть индейцы, при всех своих песнях и плясках, в сущности, ведут себя как белые. Но и сюжетообразующие конфликты, кажется, характерны для любой культуры — любовь, месть, колдовство. Сейчас, к сожалению, нельзя сказать, насколько они универсальны или специфичны именно для европейской культуры — потому что будут понятны представителям всех оставшихся к настоящему времени мировоззрений.
Фильм имеет не очень оригинальный сюжет. Но его следует посмотреть.
В сюжет вплетены разнообразные танцы индейцев: ритуальные, свадебные, торжественные и т.д. Специально построены жилища индейцев, священные фигуры, тотемы, костюмы и пр.
Индейцы с удовольствием снимались в фильме, потому что как раз в это время в Канаде свирепствовал закон о запрете потлача (принятый с целью их скорейшей ассимиляции, время действия — 1894–1951). Канадское правительство во имя исполнения закона запрещало всяческие религиозные церемонии, ритуальные танцы и т.д. И индейцам племени квакиутль проводить свои обряды было тяжело. А тут можно было это делать на законных основаниях. Скорее всего, по этой причине проводилась и церемония дарения, в обход закона. Так что тут никакой художественности не было, а были самые настоящие документальные съемки. Более того, видимо, это последний раз, как белый человек видел настоящие индейские танцы, потому что как раз с 1914-го года закон о потлаче официально распространился и на танцы официально, и участников церемоний стали сажать.
История фильма такова. Кёртис давно шёл к нему. Он был фотографом, настойчиво снимавшим индейцев. В начале 1900-х по заказу Джей Пи Моргана издал книгу "Североамериканские индейцы" в двадцати томах. В 1911-м г., в целях промоушена книги устроил шоу: показывал на стереоскопе слайды и читал лекции с живым музыкальным аккомпанементом, под названием "Индейская опера в картинках". Эта опера стала основой фильма. Сам фильм, несмотря на хорошую прессу, провалился в прокате и считался утерянным, но в 1947-м г. одну копию нашли буквально чуть ли не в мусорном ящике и передали Чикагскому Музею Естественной Истории.
В 1974-м г. Билл Холм и Джордж Куимби выпустили его под названием "В стране боевых каноэ", озвучив с помощью настоящих индейцев квакиутлей, нотная запись музыки к фильму была найдена в исследовательской библиотеке института Гетти, так что звук можно считать аутентичным. В 2008 г. вышло новое издание, подлиннее, там были добавлены еще какие-то кусочки, найденные с 47-го года. Фильм, естественно, очень плохо сохранился, камера иногда дергается, иногда почти ничего не видно, но впечатление от его просмотра довольно магическое. В первую очередь от индейских танцев и музыки!
В 1999 г. фильм внесен в национальный фильмовой регистр США.
Интересные факты о фильме:
• Очень многие актеры — родственники Джорджа Ханта: Стэнли Хант — его младший сын, Маргарет Уилсон — его внучка, дочь Чарли Уилсона и Эмили Хант Уилсон, Сара Смит Мартин — жена Дэвида Ханта, его старшего сына, Франсин Хант — его вторая жена, Боб Уилсон — брат Маргарет Уилсон, Хелен Нокс — сестра Маргарет Уилсон. Кроме того, Википедия знает индейских художников — потомков Джорджа Ханта — Генри, Ричарда, Стэнли, Тони и Кэлвина Хантов.
• Маргарет Уилсон, Сара Смит Мартин и миссис Джордж Уолкус играют одну и ту же роль. Кроме того, Джордж Уолкус играла еще одну другую роль.
• Сара Смит Мартин позже вышла замуж за вождя Мунго Мартина, известного индейского художника, певца и композитора.
• Фильм снимался в районе пролива Королевы Шарлоты, разделяющего остров Ванкувер и тихоокеанское побережье Канадской провинции Британская Колумбия.
А.Ботев. http://torrents.ru





Последний раз редактировалось: Roaming Ghost (Чт Янв 14, 2010 7:44 am), всего редактировалось 2 раз(а)

http://www.first-americans.spb.ru

Roaming Ghost

avatar
Всех, кто смотрел этот фильм, отзывы о нем просьба оставлять здесь.

http://www.first-americans.spb.ru

Арапах

avatar
Фильм оставляет двоякое впечатление. Только постоянно держа в голове мысль о том,что это этнографическая ценность,его реально досмотреть до конца. Моё мнение.

Roaming Ghost

avatar
Этнографическая составляющая и есть главная ценность этого фильма. А учитывая столетнюю давность и технические возможности режиссёра, так фильм и вовсе можно назвать великим. Шедевр времён начала кинематографа, уникальность которого в художественной документализации уходящей эпохи. Фильм нельзя воспринимать с точки зрения современного уровня кинематографа. Более того, посмотрев такие фильмы как "В стране боевых каноэ", "Нанук с Севера", "Исчезающий американец", "До того, как пришёл белый человек", "Безмолвный враг" или "Краснокожий", то такие фильмы как "Танцующий с Волками" или "Сын Утренней Звезды" смотрятся нереальными, наигранными, показушными и абсолютно далёкими от реальности.

http://www.first-americans.spb.ru

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения