Те, кто интересуются индейцами не любят, когда их называют "индеанистами". Многим это слово коробит слух, но что поделать, другого термина пока никто не придумал. Можно, конечно, назвать себя русским индейцем, или даже лакота или шайеном, но суть понятия от этого не изменится. Вот и приходится принимать то, что есть. А даже если и придумают другой термин, то всё равно это будет лишь универсальный ярлык, не соответствующий действительности, потому как за такими вот ярлыками стирается сама суть, не говоря уж об индивидуальностях и личностях.
То же самое можно сказать и о термине "религия" (читай - ярлыке "религия"). Этот ярлык отражает типично технократическое понимание действительности, свойственное "белому человеку", и в корне отличное от представления "красного человека". При этом термин "белый человек" подразумевает не расу или цвет кожи, а западное мышление, оторванное от Природы и своих собственных истоков. В термин "красный человек" вкладывается понятие первобытного мышления, свойственного народам, не потерявшим связи с Природой и своими корнями.
Стремление белого человека всё систематизировать и разложить по полочкам, чтобы преподнести на всеобщее обозрение лишь свойственную ему одному, себя любимому, точку зрения, давно известно. Ярчайший пример тому - масса книг с такими характерными технократическому мышлению названиями, как "Религия оглала" или "Культы народов Африки", или "Шаманизм народов Сибири". Нам тоже далеко ходить не надо - изданная не так давно в России книга Ю.Стукалина об индейском шаманизме "с честью" пополнила эту когорту, где всё расписано по пунктам: шаманы были таких видов (раз, два, три, четыре), Вселенная делилась на такие классы (раз, два, три, четыре), сила была такой (раз, два, три, четыре) и т.д. Абсолютное извращение действительности, свойственное технократическому мышлению, искажающее миропонимание, веру, воззрения, мышление красного человека.
Логическое, наукообразное мышление западного человека предлагает нам термин "религия". К нему можно относиться по-всякому: спокойно, с раздражением, или вовсе его игнорировать. Но что поделать, если этот термин вошёл во всеобщее употребление в книгах и в общении. Приходится с ним мириться, но мириться - не значит его поддерживать, потакать ему. Более того, в советское время пошли ещё дальше: "религия" была объявлена "опиумом для народа", что также представляет собой один из вариантов западного мышления, причём в агрессивной, нетерпимой форме. Вот почему ещё у многих наших сограждан слово "религия" вызывает неприятные ассоциации, ведь огромное число людей десятилетиями воспитывалось в духе атеизма. Для атеиста слово "религия" сродни ругательству.
Общеизвестна книга "Мифологические воззрения славян на природу". Автору понравилось слово "воззрения". Caksi называет это "мировоззрением", кто-то "религией", кто-то "шаманизмом", "язычеством" или "анимизмом". Мне лично ближе слово "вера". Но всё это - термины, не отражающие действительности, потому что они заостряют наше внимание на так называемом "духовном" аспекте. Между тем, как правильно подметил caksi, в жизни индейцев духовное и материальное не разделялось, всё было наделено смыслом, силами и взаимосвязано между собой. Это всё равно, что отрезать голову от тела и сказать голове: "ты хочешь поесть?", или отрубить руки и сказать телу: "Возьми и подай мне это яблоко".
В известной басне лиса кормила журавля кашей из плоской тарелки, а журавль угощал её молоком из кувшина с узким горлышком. Так и нам, в многочисленных книгах предлагается узнать о "религии" индейцев, что заведомо невыполнимо. Отрывая духовное от материального, чего в действительности не было у индейцев по отдельности. Всё расчленённое теряет смысл и силу, а значит и термин "религия" как нечто оторванное от материального, теряет смысл. Термин этот - продукт технократического западного мышления.
С удовольствием выслушаю иные точки зрения. Спасибо за внимание.