КРАСНАЯ ТРОПА

Общество российских индеанистов и ПАУ-ВАУ ВОЗРОЖДЕНИЕ


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Индейцы пауни

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Индейцы пауни в Чт Дек 30, 2010 3:29 pm

Арапах

avatar
Боги Пауни.
Атира.
Земля, Священная Мать всего сущего.
Пауни были охотниками. Когда разговор зашел об отказе от охоты и переходе к земледелию, шаман ответил белым примерно следующее: «Вы предлагаете мне пахать землю! Уж не взять ли мне нож и вспороть им грудь моей матери? Потом после моей смерти она не примет меня в свое лоно. Вы предлагаете мне извлекать из земли камни! Я должен вырвать кости из-под кожи матери? Тогда после смерти я не смогу вернуться в землю и возродиться вновь. Вы предлагаете мне скосить траву, насушить сена, продать его и стать богатым как белые! Но могу ли я срезать волосы с головы матери? Нет, это все плохо и наш народ не будет этим заниматься.

Вечерняя Звезда.
Злая звезда, которая прогоняет Солнце с неба и посылает свою дочь на место Утренней Звезды.

Утренняя Звезда.
Защитник, который возвращает Солнце обратно на небо. Бог воинов.

Северная Звезда.
Бог создатель. Великий и почитаемый.

Шакура.
Бог Солнца. Танец Солнца пауни посвящали Шакуре. Молодые воины привязывали себя длинными кожаными ремнями к высокому столбу. Ремни привязывались к палочкам, проткнутым сквозь кожу на груди. Воин танцевал следя глазами за Солнцем и двигаясь за ним по кругу. Танец длился до захода Солнца или до того момента, когда палочки прорывали плоть юного воина.

Южная Звезда.
Бог подземного мира, противоположность Северной Звезде. Магический и устрашающий.

Тирава-Атиус.
Высшая Сила, создатель земли и неба.
В начале Тирава-Атиус собрал всех богов и объявил им о своем желании создать человека. Он обещал поделиться своим могуществом в обмен на помощь в создании. Шакура, Солнце получил власть над светом и теплом, Па, Луна, стала властителем ночи, а Вечернюю Звезду, Мать Всего, Тирава-Атиус поместил на запад. Утренняя Звезда была послана на восток. После того, как боги подняли землю из-под воды, Тирава-Атиус приказал Луне и Солнцу заняться сексом и у них родился сын. Затем он приказал то же самое Вечерней и Утренней Звезде, и у них родилась дочь. Так появились люди.
И все было бы хорошо, если бы Койот не украл мешок с бурями у Молнии. Открыв этот мешок, он все бури порастерял и вместе с ними к людям пришла смерть.

2 Re: Индейцы пауни в Пн Янв 17, 2011 6:13 am

Арапах

avatar
Пауни.

Пауни считают, что они пришли на Центральные Равнины с юга или с юго-запада в незапамятные времена, другая же часть племени пришла из темной северной страны, где они находились не живые, пока высшее существо Тиравахут (Tirawahut) не разбудил их громом и молнией.
В конце 17 века пауни заселили берега рек Луп и Платт на протяжении 50 миль. Они жили в больших деревнях состоявших из земляных домов, выращивали кукурузу, бобы, кабачки, тыкву и другие культуры, собирали дикие фрукты и охотились на бизонов во время сезонных охот.
В 1541 году испанский путешественник Фрациско Васкес де Коронадо исследовал деревни уичита на реке Арканзас. Там он встретил вождя который представился пауни из Харахи (Harahey), местности, расположенной на севере Канзаса или Небраски. Охотники пауни впервые увидели лошадь в конце 17 - начале 18 веков. Охотники примчались в лагерь спеша рассказать о высоких странных «чудовищах», которых они видели – созданиях с четырьмя ногами, длинным хвостом, волосатыми лицами и в одежде, которая сверкала как солнце, отражающееся в воде.
В17 – 18 веках Испания, Франция и Англия пытались упрочить свое положение в Северной Америке и усилить свое влияние на коренных жителей континента путем вручения подарков и налаживания торговых связей. Коснулось это и пауни, живших в современных Канзасе и Небраске. На картах и в колониальных записях 18 века упоминаются 4 группы пауни, их названия, место проживания, количество воинов, образ жизни и количество добываемых мехов. Группы – или племена, как они себя называли, – поддерживали отношения с представителями той страны, с которой на тот момент это было наиболее выгодно. В сентябре 1804 года, после покупки Луизианы, Педро Виал приехал из Санта Фе в деревню пауни на реке Чато (Платт). Вожди деревни сказали, что они вернули американцам их медали и теперь являются настоящими друзьями Испании.
Делегация индейцев, включавшая в себя двух пауни, посетила президента Томаса Джеферсона в Вашингтоне в январе 1806 года. Лейтенант Зебулон Пайк, майор Г.С.Сибли, майор С.Х.Лонг и другие представители США вскоре стали ездить в деревни пауни и началась долгая эпопея советов, договоров и соглашений (1818 г., 1825 г., 1833 г., 1848 г., 1857 г., 1892 г.), которая закончилась переселением пауни в резервацию в Небраске (1857 г.) и на Индейской Территории (1875 г.). Все эти события нарушили социальные, экономические и политические устои жизни пауни. Чтобы не жить в резервации и оставаться воинами, мужчины пауни поступили на службу в армию США, сформировав отдельную роту скаутов пауни и приняли участие в войнах против сиу и шайеннов в 1860 – 70-х.
Четыре отдельных группы пауни – чауи, питахауират, киткахахки и скири (скиди) – жили на территории современных штатов Небраска и Канзас в отдельных деревнях до 1857 года, когда резервационная политика разрушила племенное единство. Социальная элита каждой деревни состояла из наследственны верховных вождей, младших вождей, лучших воинов и религиозных лидеров. Они решали вопросы, касавшиеся охоты, войны, основных церемоний, распределения участков земли, разрешения внутриплеменных конфликтов и межплеменных отношений. Традиционно браки происходили между жителями одной деревни и мужчина после свадьбы жил в доме жены.
Вопреки резервационной политике США, пауни прилагали все усилия, чтобы сохранить свою структуру и племенные традиции. В начале 19 века количество пауни колебалось от 10 до 20 тысяч человек. К 1900 году болезни, войны и ужасные условия жизни в резервации сократили их число до 600 человек. Лишения и беды здорово повлияли на образ жизни и религиозные воззрения.
Церемониальная жизнь пауни привлекала внимание многих исследователей. Религия касалась большинства сторон жизни. Ежегодная церемония при помощи которой поддерживались отношения племени с Высшими Существами проводилась со Священными Связками. Регулярно устраивались собрания религиозных обществ с целью проведения церемоний и принятия в свои ряды новых членов вместо умерших. Еще в начале 20 века проводились Танцы Бизона, Оленя, Медведя, Трубки и Целителя, во время которых происходили чудесные исцеления и волшебство. Сегодня проводятся только Танец Молодой Собаки и Военный Танец Киткахахки; проводятся также игра в руки, День Памяти, Рождество и просто танцы, на которые люди одеваются в традиционную одежду и проводят различные обряды.
Пауни не повезло с распределением земли правительством в 1887 и 1892 годах. Деморализованные и потерянные пауни обратились к Пляске Духов и пейотизму новой Туземной Американской Церкви. В 20 веке многие примкнули к христианству. Сейчас в жизни пауни существует два основных события: ежегодная летняя встреча с племенем уичита, их кэддоязычными родичами и четырехдневный июльский праздник Pawnee Homecoming, поддерживаемый Ассоциацией Ветеранов Пауни. Пауни со всех штатов съезжаются в Оклахому, чтобы повидать родичей, принять участие в выставках вещей и Пау Вау.
Пауни коснулось образование в 1830 году, с появлением христианской миссии. Позднее была разработана резервационная школьная политика, согласно которой детей надолго забирали от родителей, помещали в школы-интернаты, где им запрещали разговаривать на родном языке. Вместе с языком стало исчезать и культурное наследие – передаваемые из уст в уста легенды, песни и обряды. Сейчас только немногие старики могут говорить на языке пауни.
Племя пауни сейчас составляет 2500 человек из которых 400 живут в Оклахоме. В племени есть свои учителя, художники, бухгалтера, адвокаты и один врач – Чарльз Нож Вождь.
В 1936 году был учрежден бизнес-совет племени, совет Нашаро (вождей), племенная конституция и местное самоуправление. В 1964 году племя получило компенсацию 7 316 096.55 долларов за незаконно отобранные земли. Значительные изменения в жизнь пауни внес Закон об Индейском Самоуправлении и Образовании. Правительственные гранты помогают решать руководству племени вопросы здоровья, строительства домов, ухода за стариками и образования. Бинго и бензоколонка, принадлежащие пауни, вносят свой вклад в финансовые дела племени.
Бюро по Делам Индейцев старается как может, чтобы племя развивалось. У Движения Американских Индейцев в племени есть последователи и враги. Сейчас пауни вместе с другими племенами Оклахомы ведут политику независимости от правительства штата и федерального правительства. Изредка через суд музеи возвращают хранящиеся у них останки пауни и тогда их хоронят. Частично это оплачивает племя, частично Фонд Прав Американских Индейцев, группа адвокатов, исполнительный директор которой, Джон Подражающий Ястребу из племени пауни.

Марта Ройс Блейн
Оклахома Сити, Оклахома.

3 Re: Индейцы пауни в Пн Янв 17, 2011 11:34 am

kiowa

avatar
Знакомый переводик...где -то я уже его читал... Very Happy

4 Re: Индейцы пауни в Вт Янв 18, 2011 4:32 am

Арапах

avatar
Группа скиди индейцев пауни известна своей сложной религиозной системой, в которой немалую часть занимает астрономия. Их интерес к небу был столь велико, что они располагали свои дома и деревни в соответствии со своими астрономическими познаниями. Деревни ставили в том же порядке, как располагались основные звезды на небе. В восточном конце деревни располагался алтарь в честь Утренней Звезды (Венера), в западном конце был другой алтарь, в честь Вечерней Звезды (тоже Венера). Двери домов всегда были направлены на восток, к восходящему солнцу, а четыре стойки, поддерживающие крышу, символизировали четыре основных направления (северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток). Полукруглая крыша символизировала небосвод. В мифе творения говорится, что Марс, воин Красной Утренней Звезды, женился на Венере, Вечерней Звезде, и они произвели на свет первых людей. Солнцестояния для пауни никакого сакрального значения не имели, вместо этого они поклонялись созвездию Плеяд. Полярная звезда считалась верховным вождем, защищающим звезды и людей, что было очевидно, потому что она всегда вверху и все небо «вращается» вокруг нее.

5 Re: Индейцы пауни в Ср Янв 19, 2011 5:21 am

Арапах

avatar
Песни Пляски Духов пауни.

Предположения, что во время игры в руки люди входили в такой же транс, как и во время Пляски Духов основано на том, что и там, и там использовались одни и те же песни (приводятся далее). В старое время игра и сопровождающие ее танцы проходили в прерии, а не в палатке. Часть людей называли себя «воронами» и женщина, записавшая эту песню, говорила,что она «принадлежала к вороньей стороне круга». В перерывах игры эти люди каркали как вороны и представляли, что птица танцует с ними. (Это делалось в танце, связанном с игрой в руки). Считалось, что под гипнотическим действием танца некоторые видели ворону, танцующую в кругу, никто, кроме этих людей не мог увидеть ее. Певица сказала, что ей «приснилась» эта песня, когда она была совсем маленькой девочкой.

Ворона
Ворона, мы видим, что ей нравится двигаться в кругу танцоров

Ворона, которая иногда появляется во время Пляски Духов, может говорить, приглашая танцоров к Мессии Пляски Духов. Следующая песня «приснилась» женщине, которая говорила, что может петь ее только во время игры в руки и Пляски Духов.

Песня, посвященная Матери Луне
Текст пауни: Kaka ti waku kaka ti waku we tat tuta tuta tuta atira I ri raa atira I ri raa
Дословный перевод: Ворона она говорила ворона она говорила теперь я делаю делаю делаю мать это место иду
Литературный перевод: Ворона говорила: «Теперь я иду туда, где находится моя мать».

Про следующую песню сказали, что это «настоящая песня» мальчика, который уже умер. Однажды ему приснилось, что он в могиле, и он так и не смог до конца оправиться от гнета этого сна. Когда бы эту песню ни пели «у мальчика начинался припадок Пляски Духов». Текст гласит: «Здесь дыра, прямо здесь». Песня пелась при игре в руки или во время Пляски Духов.

Песня Пляски Духов
Здесь дыра, прямо здесь

Следующая песня не использовалась в игре в руки. Певец сказал, что написал ее, когда выходил из транса Пляски Духов. Он видел желтую звезду, которая пришла к нему и сказала: «Я звезда, которую ты видишь на небе ночью». Звезда выглядела как женщина и держала в руке орлиное перо, выкрашенное желтым. Она дала ему перо и сказала: «Все звезды на небе – это люди». Сон о желтой звезде был навеян тем, что во время Пляски Духов он смотрел на звезды. Видение Желтой Звезды значило многое. Она не являлась всем подряд, а только избранным и им давалось право носить орлиное перо в волосах и использовать его для гипнотизирования других танцоров. Если это перо использовалось другими людьми – эффекта не было.

Желтая Звезда
Желтая Звезда заметила меня
Более того ,она дала мне стоящее желтое орлиное перо Эта Желтая Звезда

Человека, которому принадлежала следующая песня, звали Бегущий Разведчик, он был очень религиозный и пребывал в трансе Пляски Духов несколько дней. Друзья его посчитали, что он уже не
очнется, но когда он вернулся к жизни, он сказал, что был у Мессии, который сказал: «Иди в деревню». Он пошел и увидел много танцующих людей. У некоторых на головах были лисьи шкуры, другие лисьими шкурами вводили в транс своих соплеменников. По этой причине Бегущий Разведчик всегда носил лисью шкуру во время Пляски Духов. Шкура не была сшита в шапку, а просто морда и задняя часть
были скреплены друг с другом таким образом, что хвост свешивался с плеча. Во время танца он лаял как лиса.

Песня Пляски Духов Бегущего Разведчика
Текст пауни: Irehe wei sarit irehe wei sarit irehe wei sarit kewaku ri raraha irehe
Дословный перевод: Сейчас там они сейчас там они сейчас там они у них лиса есть сейчас они там есть
Литературный перевод: Такового перевода не существует

Последней представляем песню Пляски Духов и, как пишет Mr.Murie, кроме этого эту песню пели члены общества Молодой Собаки. Слова «ребенок отца» относятся к Мессии Пляски Духов.


Песня участника Пляски Духов
Текст пауни: Wi ra ha i i ya a ha i ra ha a i i ya ha he a ha i ra ha ha i ra ha ho he a he ti weri hak tsa atias
pirau kura a kura hak kux ti ku hak kux i ra ha

Дословный перевод: Вон идет оно оно оно вон там оно идет там оно оно вон там вон там оно идет вон там вон там оно идет вон там это сейчас палка лежит ребенок отца его его палка его он мне палка его оно идет вон там
Литературный перевод: Вон там оно лежит, эта палка лежит там
Родной сын отца дал мне ее
Оно идет вон там

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения